ОТЧЕТ об итогах осуществления внешнего муниципального финансового контроля за 2023 год
- Общие сведения.
Отчет об итогах осуществления внешнего муниципального финансового контроля в Кемском муниципальном районе за 2023 год подготовлен по деятельности Контрольно-счетной комиссии Кемского муниципального района за период с 01.01.2023 по 31.07.2023, Контрольно-счетного комитета Кемского муниципального района с 01.08.2023 по 31.12.2023, в соответствии с нормами Закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее–Закон №6-ФЗ).
Орган внешнего муниципального финансового контроля - постоянно действующий органом, образованный Советом Кемского муниципального района и подотчетный ему.
Основные принципы деятельности – законность, объективность, эффективность, независимость, гласность.
Основные полномочия определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом №6-ФЗ.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
- Основные итоги деятельности в 2023 году
Деятельность органа внешнего контроля осуществлялась в соответствии с Планом контрольной деятельности на 2023 год.
В течение 2023 года проведено 67 мероприятий, из них:
- Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета за 2022 год Кемского муниципального района и поселений (заключение на годовой отчет об исполнении бюджета) в количестве 5 шт.
2. Экспертно-аналитические мероприятия в количестве 60 шт., из них:
2.1 Проведение анализа исполнения бюджета за 2022 год (заключение по выборочной камеральной проверке годовой бюджетной отчетности) в количестве 9 шт., в том числе:
-по Кемскому муниципальному району 3 шт. (Администрация Кемского муниципального района, Совет Кемского муниципального района, МКУ «Хозяйственная группа»);
-по Кемскому городскому поселению 3 шт. (Совет Кемского городского поселения, Администрация Кемского муниципального района (бюджет Кемского городского поселения), Администрации Кемского городского поселения);
-по Рабочеостровскому сельскому поселению 1 шт.;
-по Кривопорожскому сельскому поселению 1 шт.;
-по Куземскому сельскому поселению 1 шт.
2.2 Проведение оперативного анализа исполнения бюджета за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2023 года в количестве 15 шт., в том числе по Кемскому муниципальному району 3 шт., Кемскому городскому поселению 3 шт., Рабочеостровскому сельскому поселению 3 шт., Кривопорожскому сельскому поселению 3 шт., Куземскому сельскому поселению 3 шт.
2.3 Экспертиза проектов решений о внесении изменений в решения о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг. по Кемскому муниципальному району и поселениям в количестве 31 шт., в том числе по:
– Кемскому муниципальному району 7 шт.
– Кемскому городскому поселению 5 шт.
– Рабочеостровскому сельскому поселению 6 шт.
– Кривопорожскому сельскому поселению 8 шт.
– Куземскому сельскому поселению 5 шт.
2.4 Экспертиза проектов Решений о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 гг. в количестве 5 шт., в том числе по Кемскому муниципальному району 1шт., Кемскому городскому поселению 1 шт., Рабочеостровскому сельскому поселению 1 шт., Кривопорожскому сельскому поселению 1 шт., Куземскому сельскому поселению 1 шт.
3. Контрольные мероприятия в количестве 2 шт., в том числе:
– Проверка ведения муниципальной долговой книги Кемского муниципального района за 2020-2021 годы.
– Проверка использования средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры и спорта» в целях развития системы спортивной подготовки за 2021-2022 гг.».
Объектами контроля по проведенным экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям в 2023 году стали Кемский муниципального район, Кемское городское поселение, Куземское, Кривопорожское, Рабочеостровское сельские поселения, Финансовое управление администрации Кемского муниципального района, муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа Кемского муниципального района, муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района.
Экспертно-аналитические и контрольные мероприятия в поселениях осуществлялись на основании соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
- Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета за 2022 год
Одно из основных направлений внешнего контроля - внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Кемского муниципального района и поселений, которая призвана обеспечить уверенность внешнего пользователя в достоверности данных о бюджетной деятельности органов местного самоуправления, положенных в основу отчета об исполнении бюджета.
В 2023 году проведено 5 внешних проверок годового отчета об исполнении бюджета за 2022 год на основе годовой бюджетной отчетности подготовленной Кемским МФУ, отделом бухгалтерского учета Администрации Кемского муниципального района по Кемскому муниципальному району, Кемскому городскому поселению, Рабочеостровскому, Кривопорожскому, Куземскому сельским поселениям.
Основные параметры бюджета района и поселений выполнены.
Отчеты об исполнении бюджета отражают достоверность результатов исполнения бюджета района и поселений за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Заключения на годовые отчеты об исполнении бюджета Кемского муниципального района, поселений представлены в Совет Кемского муниципального района, Советы поселений с одновременным направлением в администрацию Кемского муниципального района, администрации поселений.
- Экспертно-аналитические мероприятия
Оперативный анализ исполнения бюджета за 2022 год (заключение по выборочной камеральной проверке годовой бюджетной отчетности).
По результатам выборочной камеральной проверки годовой бюджетной отчетности за 2022 год установлено, что бюджетная отчетность в целом составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Выявлены недостатки по годовой бюджетной отчетности ГАБС:
- Нарушение структуры, названий разделов и таблиц, содержания разделов и таблиц, грамматические ошибки, не соответствие нормам для составления документов в Пояснительной записке (Ф-0503160).
- Установлены разночтения числовых значений между пояснительной запиской и отчетами по МКУ «Хозгруппа». Раздел 3, согласно Пояснительной записки «по строке 014 «Выбытие (уменьшение)»: Машины и оборудование – 23 038,23 руб.», однако согласно Ф-0503168 по строке 014 выбытие в сумме 12 038,23 руб.
- Установлены разночтения числовых значений между пояснительной запиской и отчетом «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (Ф- 0503169) по Администрации Кемского муниципального района (бюджет Кемского городского поселения). Согласно пояснительной записке «По состоянию на 01.01.2023 по отчету об исполнении бюджета Кемского муниципального района дебиторская задолженность составляла 47 622 746 рублей 88 копеек, в том числе долгосрочная 9756720 рублей 45 копеек. Значительную часть составляет дебиторская задолженность по доходам на сумму 37 809 714 рублей 67 копеек, в том числе долгосрочная на сумму 9 756 720 рублей 45 копеек.», однако, согласно отчету Ф-0503169 дебиторская задолженность на 01.01.2023 по Администрации Кемского муниципального района (бюджет Кемского городского поселения) – 47 900 703,25 руб.
Ответственным исполнителям указано на недостатки в составлении Пояснительных записок (Ф-0503160) ГАБС.
5. В Куземском сельском поселении в формах отчетов, графах для подписи указана Мызникова С.А., в то время как главой поселения и лицом подписывающим годовую отчетность является Богданов В.Н., в Кемском городском поселении в формах отчетов, графах для подписи указан Попов Д.Н., в то время как главой поселения и лицом, подписывающим годовую отчетность является Лепехина О.Ю.
Заключения по результатам выборочной камеральной проверки годовой бюджетной отчетности за 2022 год по Кемскому муниципальному району и поселениям направлены в представительный орган, ответственным за формирование бюджетной отчетности.
Оперативный анализ исполнения бюджета за первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 года.
Оперативный анализ исполнения бюджета за первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 года по району и поселениям проведен для информирования представительных органов местного самоуправления о ходе исполнения бюджетов.
Выводы по результатам проведенных мероприятий:
Бюджет района, бюджеты поселений сформированы в условиях высокой зависимости от финансовой помощи из регионального бюджета (за исключением бюджета Рабочеостровского сельского поселения). Бюджеты исполнялись в соответствии с требованиями и нормами действующего бюджетного законодательства.
Предложения по результатам проведенных мероприятий:
-совершенствование плановых показателей доходных источников;
-обеспечение мониторинга поступлений доходов;
-обеспечение исполнения утвержденного прогноза поступлений;
-повышение требования к эффективному использованию бюджетных средств и достижению результативности ответственными исполнителями муниципальных программ, а также главными распорядителями бюджетных средств.
Экспертиза проектов Решений о внесении изменений в Решения о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.
Корректировки бюджета района и бюджетов поселений в основном обусловлены:
-изменениями объема доходов, связанных с фактическим поступлением налоговых, неналоговых доходов;
-изменением объема безвозмездных поступлений;
-изменениями объема расходов бюджета района и бюджетов поселений;
-перемещениями бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов бюджета района и бюджетов поселений.
Недостатки установленные Контрольно-счетным органом Кемского муниципального района в ходе проведения экспертиз проектов Решений о внесении изменений в Решения о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг. указаны ответственным за составление проектов Решений о внесении изменений в Решения о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.
Экспертиза проектов Решений о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 гг.
Проект Решения Совета Кемского муниципального района и проекты Решений Советов поселений о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, Положению о бюджетном процессе в Кемском муниципальном районе, поселениях, а также другим нормативным и муниципальным правовым актам.
Выявленные замечания и недостатки указаны ответственным составителям, устранены в ходе экспертно-аналитических мероприятий.
Объем расходов:
Кемский муниципальный район – 677 944,40 тыс. руб.
Кемское городское поселение – 85 284,50 тыс. руб.
Рабочеостровское сельское поселение – 22 145,00 тыс. руб.
Кривопорожское сельское поселение – 8 668,60 тыс. руб.
Куземское сельское поселение - 8 231,50 тыс. руб.
Указанные проекты предложены для рассмотрения Совету Кемского муниципального района и Советам поселений.
- Контрольные мероприятия
В 2023 году проведено 2 контрольных мероприятия:
- Проверка ведения муниципальной долговой книги Кемского муниципального района за 2020-2021 годы.
Цели и предмет контрольного мероприятия: осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства в части ведения муниципальной долговой книги.
Вопросы, охватывающие содержание мероприятия:
– Нормативно-правовая база регулирующая муниципальные заимствования;
– Ведение муниципальной долговой книги Кемского муниципального района;
– Привлечение долговых обязательств за период 2020-2021 года;
– Обслуживание муниципального долга Кемского муниципального района;
– Предельный объем муниципального долга Кемского муниципального района;
– Остаток муниципального долга Кемского муниципального района на 01.01.2022.
Объект контрольного мероприятия – Администрация Кемского муниципального района.
Проверяемый период деятельности: 2020-2021 год.
Рекомендовано:
– запрашивать акты сверки задолженности бюджета Кемского муниципального района по коммерческим кредитам, выданным АО «Первый акционерный коммерческий дорожно-транспортный банк», ПАО «Совкомбанк».
–Порядок осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом Кемского муниципального района привести в соответствие с Уставом Кемского муниципального района, Положением о бюджетном процессе в Кемском муниципальном районе по состоянию на 2023 год.
– Обеспечить на постоянной основе контроль за своевременным погашением основного долга и уплаты процентов за пользованием бюджетными кредитами, кредитами кредитных организаций.
- Проверка использования средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры и спорта» в целях развития системы спортивной подготовки за 2021-2022 гг.».
Цель контрольного мероприятия:
– Рассмотрение соглашений заключенных в рамках мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры и спорта» в целях развития системы спортивной подготовки» за 2021 год, 2022 год.
– Анализ муниципальной программы «Развитие культуры, физической культуры и спорта Кемского муниципального района» в редакции 2021 года, 2022 года.
– Анализ соглашений на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), ПФХД за 2021 год, 2022 год.
– Муниципальные контракты (договоры), документы оплаты и иные документы за 2021 год, 2022 год в рамках контрольного мероприятия.
– Проверка выполненных мероприятий и эффективность использования (при наличии).
Объект контрольного мероприятия: муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа Кемского муниципального района.
Результаты контрольного мероприятия:
1. В нарушение статьи 179 БК РФ актуализация муниципальной программы «Развитие культуры, физической культуры и спорта Кемского муниципального района на 2020-2024 годы» не проводилась с 2020 года.
2. Муниципальное задание на 2022 год утверждено в нарушение сроков, установленных «Порядком формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Кемского муниципального района и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» (утв. пост. от 13.04.2016 №206).
За 2021 год по реализации мероприятий установлено:
1. Стимулирование тренерского состава, участвующего в организации спортивной подготовки в МБУ Кемская СШ:
– Приложение №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» к Положению об оценке эффективности деятельности тренеров МБУ Кемской СШ (стимулирующие выплаты) сдержит критерии, которые не влияют на эффективность деятельности тренеров учреждения (выслуга лет, ученая степень, квалификационная категория).
– Несоответствие пунктов «Оценочного листа показателей эффективности деятельности работников МБУ Кемская СШ», «Протокола заседания комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУ Кемской СШ» и Приказа МБУ Кемской СШ №147 от 16.12.2021 «Об установлении стимулирующих выплат работникам МБУ Кемской СШ» с пунктами Приложения №1 к Положению об оценке эффективности деятельности тренеров МБУ Кемской СШ (стимулирующие выплаты).
– Недостаточное обоснование эффективности работы тренеров для установления размера стимулирующей выплаты.
– Пункты 11, 12, 13, 16 Приложения №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» к Положению противоречат постановлению администрации Кемского муниципального района от 26.12.2020 года №1152 «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников муниципальных организаций в области спорта».
– В работе МКУ Кемская ЦБ УО и МБУ Кемская СШ руководствуются разными версиями Приложения №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» к Положению об оценке эффективности деятельности тренеров МБУ Кемской СШ (стимулирующие выплаты).
2. Участие в тренировочных мероприятиях и предварительных официальных соревнованиях, компенсация понесенных расходов:
– Ошибки подотчётных лиц при заполнении авансового отчета исправлены с нарушениями части 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
За 2022 год по реализации мероприятий установлено:
1. Стимулирование тренерского состава, участвующего в организации спортивной подготовки в МБУ Кемская СШ.
– Приложение №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» сдержит пункты 10, 11, 12, 15 которые не влияют на эффективность деятельности тренеров учреждения.
Пункты 10, 11, 12, 15 Приложения №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» противоречат постановлению Администрации Кемского муниципального района от 26.12.2020 №1152 «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников муниципальных организаций в области спорта».
Директором МБУ Кемская СШ предоставлено Приложение №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)», которое не соответствует Приложению №1 «Критерии и показатели эффективности деятельности тренера и стимулирующие выплаты за их выполнение (в баллах)» предоставленному МКУ Кемское ЦБ УО по пункту 16 Премиальные выплаты.
2. Расходы на участие в тренировочных мероприятиях и соревнованиях.
-Ошибки подотчётных лиц при заполнении авансового отчета исправлены с нарушениями части 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Предложения Контрольно-счетного органа по результатам проверки:
– Привести «Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения спортивная школа Кемского муниципального района» в соответствие с постановлением Администрации Кемского муниципального района от 26.12.2020 №1152 «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников муниципальных организаций в области спорта», учесть замечания, выявленные в настоящем Акте.
– Осуществлять закупки спортивного инвентаря, оборудования и экипировки равноценно, исходя из равноценных потребностей в спортивных направлениях: лыжные гонки, хоккей, футбол.
– Провести разъяснительную работу с тренерами по составлению «Оценочных листов показателей эффективности деятельности работников МБУ Кемская СШ», по расшифровке обоснования установления размера стимулирующих выплат.
– Провести разъяснительную работу по заполнению авансовых отчетов.
Объем проверенных средств – 10 574,31 тыс. руб.
Контрольно-счетным органом Кемского муниципального района направлены в адрес Учредителя, МКУ Кемское ЦБ УО, МКУ Кемское УКиС информационные письма по нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе проверки.
- Методическая, информационная и иная деятельность
Контрольно-счетный орган в течение 2023 года принимал участие в работе комиссий, рабочих групп, заседаниях Совета Кемского муниципального района, публичных слушаниях.
На постоянной основе ведется работа по взаимодействию с Контрольно-счетного органа с Контрольно-счетной палатой Республики Карелия, контрольно-счетными органами других муниципальных образований.
Согласно статье 4 Закона №6-ФЗ гласность является одним из ключевых принципов деятельности контрольно-счетных органов. Принцип гласности обеспечивается путём размещения информации о деятельности Контрольно-счетного органа на официальном сайте Администрации Кемского муниципального района в сети Интернет (https://www.kemrk.ru/).
- Основные задачи на 2024 год
Основными задачами деятельности Контрольно-счетного органа на 2024 год являются:
-повышение качества проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (самостоятельных, совместных и параллельных с другими контролирующими органами);
-выполнение мероприятий по приведению в соответствие муниципальных правовых актов требованиям федерального и регионального законодательства;
-организация контроля за исполнением представлений и предписаний Контрольно-счетного органа по устранению выявленных при проведении проверок нарушений;
-организация контроля за исполнением предложений Контрольно-счётного органа и оказание помощи объектам контроля в работе по устранению выявленных при проведении проверок, замечаний, недостатков;
-актуализация действующих и разработка новых Стандартов внешнего финансового контроля по деятельности Контрольно-счетного органа;
-повышение уровня взаимодействия Контрольно-счетного органа с иными контрольно-надзорными органами.
Председатель
Контрольно-счетного комитета Ю.И. Зайцева Кемского муниципального района