2025
Одобрен
постановлением администрации Кемского муниципального района
от «25» октября 2024 года № 710
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Кемский муниципальный район (далее - Кемский район) объединяет 19 населенных пунктов. Самые крупные: районный центр г. Кемь, поселок Рабочеостровск, поселок Кривой Порог.
В состав Кемского района входят Кемское городское поселение и три сельских поселения: Рабочеостровское, Кривопорожское и Куземское.
Население Кемского района по состоянию на 01 января 2024 года составляет 12 493 чел., в том числе городское население – 9 580 чел., сельское - 2 913 чел.
Площадь территории |
8,029 тыс. кв. км |
Лесные ресурсы |
Лесопокрытая площадь 326012 га расчетная лесосека 138,1 тыс. куб. м |
Горные ресурсы |
Месторождения природного облицовочного и строительного камня |
Водные ресурсы |
около 200 озер, 88 рек, Карельское побережье Белого моря |
Рекреационные ресурсы |
Государственные комплексные (ландшафтные) заказники регионального значения «Гридино», «Кузова», «Сыроватка» |
Культурно-исторические достопримечательности |
Успенский собор (XVI век), Часовня Успенского собора (XVII век), Благовещенский собор (1882-1904 г.), Церковь Николая Чудотворца (середина XIX в.), Здание казначейства (XVIIIв), старинная рунопевческая деревня Панозеро |
Кемский район расположен в северо-восточной приморской части Республики Карелия и граничит с Лоухским, Беломорским и Калевальским районами. Район образован 29 августа 1927 года, его территория простирается вдоль побережья Белого моря и составляет 8,029 тыс.кв.км. Расстояние до центра Республики Карелия г. Петрозаводска – 434 км, Санкт-Петербурга – 900 км, Мурманска – 900 км. Центром Кемского района является город Кемь. Город Кемь – самый северный город Карелии, город у Белого моря, в устье реки Кемь.
Основные экономические показатели Кемского района
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
2181,3 |
2449,6 |
2694,5 |
2964,0 |
3260,4 |
Налогооблагаемая прибыль |
млн. руб. |
18,1 |
45,4 |
48,4 |
50,0 |
53,0 |
Среднегодовая остаточная стоимость облагаемого имущества |
млн. руб. |
150,2 |
150,2 |
150,2 |
150,2 |
150,2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
Фонд заработной платы с учетом необлагаемой его части (для расчета НДФЛ) |
млн. руб. |
5375,9 |
5854,6 |
6480,6 |
6804,8 |
7145,0 |
Фонд начисленной заработной платы |
млн. руб. |
4672,4 |
5102,8 |
5638,1 |
6100,0 |
6405,0 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
45240,4 |
47275,8 |
49403,2 |
51626,3 |
53950 |
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям |
руб. |
83760,4 |
96592,1 |
100938 |
105480 |
110220 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности - всего, в т.ч. |
тыс. руб. |
6019,5 |
4765,8 |
4771,9 |
4865,0 |
4926,0 |
дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности |
тыс. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности |
тыс. руб. |
1889,8 |
1725,8 |
1589,9 |
1629,0 |
1670,0 |
доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий |
тыс. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности - всего, в т.ч. |
тыс. руб. |
4602,2 |
4061,1 |
660,0 |
680,0 |
700,0 |
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности |
тыс. руб. |
3077,0 |
3421,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
поступления от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности |
тыс. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
6667,6 |
6801 |
6937 |
7075 |
7210 |
Просроченная задолженность по выплате заработной платы |
руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года |
% |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Численность постоянного населения |
чел. |
12715 |
12493 |
12400 |
12300 |
12200 |
Объем жилищного строительства (прогноз без учета МКД) |
кв. м. |
1668,0 |
1501 |
1350 |
1215 |
1090 |
Доля расселенных аварийных МКД от общего количества аварийных МКД |
% |
29 |
0 |
4,4 |
5,7 |
5,7 |
Доля МКД в которых проведен капитальный ремонт |
% |
1 |
0,5 |
7,1 |
5,5 |
5,1 |
Площадь расселенных аварийных МКД |
тыс. кв. м. |
2,249 |
0 |
3,968 |
3,253 |
3,253 |
Площадь капитально отремонтированных МКД |
тыс. кв. м. |
4,060 |
4,349 |
10,236 |
9,276 |
2431,1 |
Объем налоговых и неналоговых поступлений всего, в том числе: |
млн. руб. |
314,9 |
349,8 |
375,0 |
389,2 |
403,5 |
- налоговых платежей; |
млн. руб. |
292,1 |
328,8 |
357,4 |
370,8 |
384,8 |
- неналоговых поступлений |
млн. руб. |
22,8 |
21,0 |
17,6 |
18,4 |
18,7 |
Объем инвестиций |
млн. руб. |
895,5 |
290,6 |
250 |
230 |
200 |
Количество новых рабочих мест |
Ед. |
32 |
20 |
30 |
30 |
30 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
КЕМСКОГО РАЙОНА
Приоритеты социально-экономического развития Кемского района на 2025-2027 годы определяются с учетом развития:
- промышленности;
- систем жизнеобеспечения, жилищного строительства;
- социальной сферы;
- туризма;
- малого и среднего предпринимательства;
- поморских сел Кемского района.
Основными приоритетами развития района определены:
Промышленность
На территории Кемского района осуществляли и продолжают осуществлять по виду деятельности «Рыболовство и рыбоводство» ООО «Согласие», ООО «Пелагика». Оборот за 2023 год к обороту 2022 года составил 70,3%.
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами |
Млн.руб. |
6667,6 |
6801 |
6937 |
7075 |
7210 |
В условиях очень непростой социально-экономической ситуации отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами за 2023 год на сумму 6667,6 млн. рублей или 10,4 % снижение к 2022 году. По оценке 2023 года объем отгруженных товаров составит 6801 млн. руб. или 2,0 % к объемам 2023 года.
Строительство
В жилищном фонде общая площадь аварийного жилищного фонда составляет более 53,7 тыс. кв. м, или 8,6% общей жилой площади.
226 домов подлежат расселению, 173 многоквартирных домов – капитальному ремонту.
Для развития отрасли «строительство» разработаны документы территориального планирования: генеральные планы городского и сельских поселений, расположенных на территории Кемского муниципального района, документы градостроительного зонирования для привлечения инвестиций, стимулирования жилищного и коммунального строительства.
Ввод в действие жилых домов в 2023 году составил 21,34% % к уровню 2022 года, по оценке 2024 года, ввод составит более 1501 кв. м. общей площади.
Строительство
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Объем жилищного строительства |
кв. м. |
1668 |
1501 |
1350 |
1215 |
1090 |
Объем инвестиций |
млн.руб. |
1051,9 |
800,00 |
750,00 |
750,00 |
750,00 |
Доля расселенных аварийных многоквартирных домов (далее – МКД) от общего количества аварийных МКД |
% |
29 |
0 |
4,4 |
5,7 |
5,7 |
Жилищный фонд в Кемском районе характеризуется высоким уровнем износа, который требует своевременных инвестиций в текущий и капитальный ремонты, а также в новое строительство. Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года № 136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы (далее – Программа).
По этапу переселения 2021года предусмотрено средств субсидии по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году в размере 10 134 342,80 рублей, в том числе:
- за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 10 032 981,55 рублей;
- за счет средств бюджета Республики Карелия- 101 343,25 рублей.
В рамках данной программы в 2021 году произведены расходы по приобретению вторичного жилья для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда в количестве 33 благоустроенных жилых помещений и выплачены возмещения физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилищного фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений в количестве 11 единиц.
По этапу переселения 2022 года предусмотрено средств субсидии по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2022 году в размере 19 039 205,57 рублей, в том числе:
- за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 18 848 882,51 рублей;
- за счет средств бюджета Республики Карелия - 190 323,06 рублей.
В рамках данной программы в 2022 году произведены расходы по приобретению вторичного жилья для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда в количестве 9 благоустроенных жилых помещений и выплачены возмещения пяти физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилищного фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений в количестве 2 единиц.
По этапу переселения 2023 года предусмотрено средств субсидии по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2023 году в размере 8 994 614,46 рублей, в том числе:
- за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 8 904 600,00 рублей;
- за счет средств бюджета Республики Карелия - 90 014,46 рублей.
В рамках данной программы в 2023 году произведены расходы по приобретению вторичного жилья для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда в количестве 10 благоустроенных жилых помещений и выплачены возмещения шести физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилищного фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений в количестве 1 единицы.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 апреля 2024 года № 124-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024-2030 годы (далее – Программа).
По этапу переселения 2024 года предусмотрено средств субсидии по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2024 году в размере 14 935 572,78 рублей, в том числе:
- за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 14 786 217,05 рублей;
- за счет средств бюджета Республики Карелия - 149 355,73 рубля.
В рамках данной программы в 2024 году произведены расходы по приобретению вторичного жилья для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда в количестве 6 благоустроенных жилых помещений и выплачены возмещения физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилищного фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений в количестве 2 единиц.
Развитие систем жизнеобеспечения
Общая потребность в инвестициях в жилищно-коммунальный комплекс требует мобилизации всех возможных ресурсов для технической модернизации жилищно-коммунального комплекса, направленной на внедрение современных энергосберегающих технологий, переоснащение котельных, капитального ремонта сетей тепло- и водоснабжения, водоотведения и т.д.
Поддержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса включает 4 взаимосвязанных направления:
- привлечение средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральных программах, национальных проектах;
- использование средств местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда, реконструкцию и модернизацию инженерных коммуникаций при поддержке республиканского бюджета по целевым программам;
- привлечение частных заемных и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в т. ч. путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
Развитие систем жизнеобеспечения
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества |
% |
70 |
70 |
70 |
75 |
75 |
Доля расселенных аварийных МКД от общего количества аварийных МКД |
% |
29 |
0 |
4,4 |
5,7 |
5,7 |
Доля МКД в которых проведен капитальный ремонт |
% |
1 |
0,5 |
7,1 |
5,5 |
5,1 |
Площадь расселенных аварийных МКД |
тыс. кв. м. |
2,249 |
0 |
3,968 |
3,253 |
3,253 |
Площадь капитально отремонтированных МКД |
тыс. кв. м. |
4,060 |
4,349 |
10,236 |
9,276 |
2431,1 |
Туризм
Основные направления развития туризма в период 2025-2027 годов:
- повышение качества туристических услуг на территории Кемского района и в причальной зоне пос. Рабочеостровск;
- развитие зимнего туризма;
- завершение реставрации Благовещенского собора и совершенствование территории туристической деятельности;
- проведение мероприятий, направленных на сохранение архитектурных, исторических и других памятников, для включения их в туристические маршруты.
В настоящее время в Кемском районе имеется 21 место размещения туристов: туркомплекс «Кузова» - 83 мест, туркомплекс Причал (5 коттеджей) – 150 мест, Бутик-отель «Кемка» – 56 мест, Мини-отель «Кемь» – 52 мест, гостевой комплекс «Юма» - 50 мест, гостевой дом «Кемский берег» - 13 мест, кемпинг «Северная Карелия», кемпинг «Поморский», в том числе гостевые дома на территории Кемского муниципального района.
Туризм
Показатели |
Единица измерения |
2023 год оценка |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Количество средств размещения туристов |
ед. |
20 |
21 |
24 |
25 |
26 |
Создание новых средств размещения туристов |
ед. |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
10 |
5,9 |
15 |
50,0 |
50,0 |
Численность занятых в туризме |
чел. |
42 |
44 |
51 |
54 |
56 |
Число новых рабочих мест |
ед. |
7 |
2 |
7 |
3 |
2 |
Малое и среднее предпринимательство
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия Кемского района, роста налоговых поступлений, повышения жизненного уровня и занятости населения.
Планируется:
- организация информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 01.01.2024 года на территории Кемского района зарегистрировано 357 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 78 микропредприятий (численность до 15 человек), 6 малых предприятий (численность до 100 человек), индивидуальных предпринимателе 273. Количество зарегистрированных в Кемском районе предпринимателей (данные Карелиястат), осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), по состоянию на 01.01.2024 года составило 357 человек и увеличилось в сравнении с 01.01.2023 годом на 35 человек или на 10 % .
Малое и среднее предпринимательство
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
---|---|---|---|---|---|---|
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. Населения |
Ед. |
285,7 |
281,75 |
290,3 |
304,8 |
311,5 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по Единому реестру СМП на начало года |
Ед |
357 |
352 |
360 |
375 |
380 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
6,48 |
6,90 |
7,10 |
7,20 |
7,30 |
Торговля и общественное питание
Потребительский рынок остается стабильным и отличается высоким уровнем товарной насыщенности. Услугами торговли обеспечены все поселения Кемского района.
По оценке 2023 года, на территории Кемского района осуществляет деятельность 118 предприятий торговли, 28 юридических лиц и 90 индивидуальных предпринимателей, торговая площадь стационарных торговых объектов составляет более 12,7 тысяч кв. метров. Розничный товарооборот составил за 2023 год 2181,3 млн. рублей или 11,3 % к уровню 2022 года. Оценка на 2024 год в пределах 2023 года 2449,6 млн.рублей, прогноз на 2025 – 2027 годы прирост розничного товарооборота на 3 - 5 процентов.
На территории Кемского района осуществляют деятельность 11 предприятий общественного питания.
В целом товарный рынок Кемского района стабильно насыщен потребительскими товарами.Результаты деятельности торговой отрасли на территории Кемского района подтверждают устойчивость тенденций роста объема проданных товаров на прогнозируемый период.
Торговля и общественное питание
Показатели |
Единица измерения |
2023 год факт |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
---|---|---|---|---|---|---|
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
2181,3 |
2449,6 |
2694,5 |
2964,0 |
3260,4 |
Количество предприятий торговли |
ед. |
118 |
120 |
121 |
121 |
121 |
Количество предприятий общественного питания |
ед. |
11 |
12 |
12 |
13 |
13 |
Число новых предприятий торговли |
ед. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Число новых предприятий общественного питания |
ед. |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Социальное развитие и демография
Одним из сдерживающих внутренних факторов экономического роста является демографическая ситуация.
По состоянию на 1 января 2024 года население Кемского района составляло 12 493 человека сократилось за год на 222 человека или 1,7%. Основными демографическими показателями являются уровни смертности и рождаемости. Естественная убыль населения за 2023 год составила 169 человек, по отношению к аналогичному периоду 2022 года уменьшилась на 6,6%. Численность родившихся за 2023 год составила 76 человек, по отношению к аналогичному периоду 2022 года уменьшилась на 24 человек (на 5,3%), число умерших за 2023 год составила245 человека, по отношению к аналогичному периоду 2022 года уменьшилось на 8 человека (на 3,2%). Миграционный прирост уменьшился и составил 53 человека, в 2022 году миграционная убыль 54 человек или 1,8% к 2023 году.
Для улучшения демографической ситуации в Кемском районе необходима разработка социально-экономических мер, направленных на повышение уровня жизни населения, формирование идеологии здорового образа жизни, поддержку молодых семей, стимулирование рождаемости.
С учетом сформировавшихся тенденций прогноз социально-экономического развития Кемского района предусматривает сокращение численности населения при уменьшении числа лиц в трудоспособном возрасте и умеренном повышении роли миграционного фактора.
Основными направлениями развития социальной сферы являются реализация программ развития образования и культуры, обеспечение жильем молодых семей в Кемском районе.
В рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в Кемском муниципальном районе»определены следующие основные направления:
- развитие дошкольного образования;
- развитие общего образования;
- развитие дополнительного образования;
- формирование муниципальной молодежной политики, направленной на создание условий для социального становления, повышения социальной активности и самореализации молодежи;
- создание благоприятных условий для выявления, развития и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала детей и подростков;
- создание условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, личностного развития и занятости детей и подростков в каникулярный период.
Принятые меры по реализации программы развития образования положительно скажутся на развитии системы образования и всего Кемского района.
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования соответствует средней заработной плате в Республике Карелия, что создаст условия для роста качества образования и эффективности профессиональной деятельности, повышения престижа педагогической профессии, привлечения в отрасль молодых специалистов.
Система образования Кемского района представлена следующими муниципальными учреждениями:
2 дошкольными учреждениями (МБДОУ Кемский детский сад №1 и МБДОУ Кемский детский сад № 4 + дошкольные группы при МБОУ Подужемской СОШ и МБОУ Кривопорожской СОШ);
6 общеобразовательными организациями (МБОУ СОШ № 1, МБОУ Кемская СОШ № 3, МБОУ Подужемская СОШ, МБОУ Рабочеостровская СОШ, МБОУ Кривопорожская СОШ, Панозерская ООШ);
2 учреждениями дополнительного образования (МБОУ ДО Кемский дом творчества и МБОУ ДО Кемская ДШИ);
1 учреждением спортивной подготовки (МБУ ДО Кемская СШ).
Дошкольные образовательные учреждения в 2023/2024 учебном году посещают 507 детей. Ежегодно численность детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование, снижается.
В общеобразовательных организациях в 2023/2024 учебном году обучается 1722 детей.
Реализация мероприятий программы «Развитие культуры»позволит:
- сформировать единое культурное пространство на основе эффективной модернизации сети учреждений культуры Кемского муниципального района;
- повысить качество услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры;
- активизировать деятельность учреждений культуры Кемского муниципального района.
Труд и заработная плата
Показатели |
Ед. изм. |
2023 год факт |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
Фонд заработной платы с учетом необлагаемой его части (для расчета НДФЛ) |
млн. руб. |
5375,9 |
5854,6 |
6480,6 |
6804,8 |
7145,0 |
Фонд начисленной заработной платы |
млн. руб. |
4672,4 |
5102,8 |
5638,1 |
6100,0 |
6405,0 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
45240,4 |
47275,8 |
49403,2 |
51626,3 |
53950
|
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям |
руб. |
83760,4 |
96592,1 |
100938 |
105480 |
110220 |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости (на начало года) |
чел. |
75 |
52 |
50 |
50 |
50 |
Уровень зарегистрированной безработицы (к численности ЭАН на начало года) |
% |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Поскольку большое количество занятых в экономике сосредоточено на крупных и средних предприятиях и организациях, то основные тенденции их развития существенно влияют на уровень оплаты труда в целом по Кемскому району.
По оценке 2024 года среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций Кемского района возросла в среднем на 13,3 % к 2023 году и составила 96592,10 руб. а прогнозируемый период рост среднемесячной заработной платы планируется с учетом индексов-дефляторов на 2025-2027 годы по Республике Карелия, в 2023 году она составила 83760,4 руб., а к 2027 году – 110220,00 рублей.
Рост заработной платы связан, прежде всего, с реализацией указов Президента Российской Федерации, предусматривающих повышение заработной платы. В реальном секторе экономики рост заработной платы незначителен из-за нестабильной финансовой ситуации на предприятиях.
В связи с ростом заработной платы также прогнозируется рост фонда заработной платы с 4672,4 млн. рублей (в 2023 году) до 6405,0 млн. рублей к 2027 году.
Увеличение заработной платы планируется в пределах 4-6 % ежегодно.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на 01.01.2023 года по Кемскому району составил 0,8 % от экономически активного населения. Уровень безработицы на 1 сентября 2024 года составил 0,6 %.
С целью снижения безработицы создаются новые рабочие места в организациях, создаются новые хозяйствующие субъекты, реализуются программы по поддержке малого и среднего бизнеса, что позволит сокращать ежегодную численность зарегистрированных безработных.